26.03.2013
Учитель - ваятель таланта
Когда мы слышим «День работника культуры», обычно представляем тех, кто поёт, танцует или ведёт мероприятия. Однако культура это ещё и музыка, и театр, и живопись, и многое другое. В нашем селе уже давно существует художественная школа, или как называется она теперь, - художественное отделение Детской школы искусств. О ней мы и решили написать.
К заведующей художественным отделением Елене Константиновне Рыковской я пришла, когда занятия ещё не начались. Когда-то я училась здесь, но теперь, приятно удивляясь, с трудом узнавала знакомые коридоры — стало уютно, стены украшены работами учеников и всюду чувствуется жизнь. Елена Константиновна рассказывала о работе, раскрашивая большие бумажные буквы, которые лежали на её столе и полу. Я так и не сложила их в уме во что-то связное, но наверняка предназначены они были для какого-нибудь мероприятия — педагоги и воспитанники художественного отделения ДШИ всегда помогают в подготовке праздников, проводимых работниками ДК и библиотек. Также они участвуют в различных конкурсах, выставках и мероприятиях. Занимали первые и призовые места в районе, крае, в Москве и Санкт-Петербурге и продолжают покорять всё новые вершины.
В Красногвардейское Елена Рыковская приехала в 1999 году, и с тех пор обучает детей художественному мастерству. За плечами у неё два высших образования: дизайнерское и художественно-педагогическое.
Конечно, с начала двухтысячных изменился не только антураж. Елена Константиновна рассказывает:
- Когда я пришла, здесь учились чуть больше 50 человек. Сегодня же — 146, и эта цифра остаётся стабильной не один год. Есть филиалы в Ладовской Балке и Преградном, для многих ребят увлечение становится профессией. Правда, поступающих к нам старшеклассников всё меньше. Как правило, приходят малыши, которые хотят научиться рисовать.
Стоит сказать, что воспитанники художественного отделения развиваются не в каком-то одном направлении. Тут всё, как в самой настоящей школе: основные предметы — рисунок и живопись, также изучаются два вида композиции — станковая (где дети работают с собственными впечатлениями, воспоминаниями, фантазиями) и прикладная (изучают народное творчество и творят из материалов); кроме этого ребята обучаются скульптуре и изучают историю искусства. Со следующего учебного года школа перейдёт на новую программу — предпрофессиональную, - и обучение станет ещё серьёзнее. Так, в каком бы классе ребёнок ни пришёл, выпускной у него будет только в 11-м, и в общем, это правильно.
- А бывает ли у вас отчисление за неуспеваемость? - спрашиваю я.
- Ну, такая формулировка существует, но на практике не применяется. Дети приходят по собственному желанию, и все они успевают, просто каждый на своём уровне, это ведь искусство. Кто-то лучше в живописи, кто-то в рисунке, кто-то в скульптуре (мы их называем лепунами). Хотя, нельзя отказаться от одного предмета в пользу другого. Без знания рисунка не будет живописи и наоборот. Дети это понимают и с удовольствием посещают все занятия.
Елена Константиновна говорит, что при всём этом тех, кто в будущем продолжит развиваться в художественном направлении, видно сразу. С пятого класса начинается профориентация. На этом этапе педагоги занимаются с каждым ребёнком индивидуально, готовя к поступлению в ВУЗы.
На вопрос о том, приходилось ли работать с детьми необычными, одарёнными, отвечает так:
- Конечно. Например, Сергей Дарбаидзе у нас чудеса творил... Он сейчас профессионально занимается дизайном. Очень интересные, неординарные работы выдавал. Максим Арчаков учится сейчас, собирается поступать в архитектурный. Очень много рисует и пишет дома сам, также весьма оригинально мыслит.
На самом деле и от педагога зависит немало. Ведь рассмотреть в ребёнке талант и помочь его развить, сделать так, чтобы юный художник поверил в себя, — задача не из лёгких. По сути, учитель тут - ваятель детского таланта. Правда, бывает такое, что будущий ученик приходит в школу с абсолютной уверенностью в себе и в том, что он рисует хорошо. С такими сладить непросто. А вот те, кто говорит «Я хочу научиться», впитывают всё подобно губке, и, по словам Елены Константиновны, как раз в них и раскрываются самые удивительные таланты.
Мне, как обычно, интересны люди. Поэтому задаю личный вопрос:
- А вы в детстве мечтали стать художником? Как получилось, что выбрали именно этот путь?
- В художественной школе я училась совсем немного... Зато когда в 7-м классе писали сочинение о том, кем хотим стать, я написала, что не знаю ещё, кем буду — учителем рисования, художником, оформителем (слова «дизайн» тогда мы не знали), - но свою жизнь посвящу искусству. Так и получилось.
- А на досуге чем занимаетесь?
- Знаете, прежде чем предложить ученикам выполнить поделку или ещё что-то, мы пробуем сделать это сами. Вот и получается такой досуг: куклы, коллажи, натюрморты, всё-всё.
- Ну а для себя? - не успокаиваюсь я.
- Да собственно, это и есть для себя. Работа же в радость. Мы иногда тут шутим: «Вот прикроют...» Если вдруг что, я бы пошла или в детский сад, или в школу, но однозначно к детям. Конечно, это и сложно, и нервы... Но... Другой работы я себе не представляю.
- Можно ли сказать, что с детьми здесь работать проще, чем в обычной школе?
- Мы стараемся привить ребятам интеллигентность, водим на выставки, на культурные мероприятия. Прежде чем куда-то зайти, я им говорю: «Помните, мы с вами культурные!» (смеётся). В общем-то, это обычные дети. На переменах им хочется покричать, побегать, но всё же они и отличаются. Сюда не придёт тот, кто ни к чему не стремится. Есть ещё такой момент: дети здесь ведут себя совсем не так, как в обычной школе. Они больше раскрываются, меньше стеснительности, неуверенности, потому что другая среда, другие темы для общения, разновозрастной коллектив. Я считаю, что приходя сюда, ребёнок получает шанс найти себя, узнать себя, раскрыть не только творческие способности, но и человеческие, личностные.
Когда диктофон уже был выключен, мы с Еленой Константиновной немного побеседовали о личном, а потом она вышла вместе со мной в коридор, чтобы проводить. Я обратила внимание на статую в греческом стиле, которую помнила ещё со времён своего обучения, и почему-то стало вдруг интересно, кого она изображает.
- Это Давид, - ответила мне Елена Константиновна. - А вы не знали?
Я не знала. И подумала: «Почему в детстве я не спросила этого у своего учителя — Владимира Алексеевича Горкина?» Может, потому, что не принадлежала к талантливым ученикам, стремящимся связать свою жизнь с искусством?..
Как бы там ни было, каждый выбирает собственную дорогу, и всех, кто так или иначе причастен к культуре — педагогов, артистов, музыкантов, художников, ведущих, - хочется поздравить с прошедшим профессиональным праздником. Если бы не они, кто бы украсил нашу иногда такую серую повседневность?..
Евгения Зубова
Фотогалерея